Интервью Ж.С.Елюбаева для интернет-сайта «KAZAKHSTAN BAR ASSOCIATION»
______________________________________________________________
1.Жумагельды Сакенович, в Вашей уникальной биографии были разные периоды – Вы занимались законотворчеством, работали на государство и частные компании. Где и когда работать было интереснее всего?
Ответ: Вообще, человек должен делать то, что ему доставляет удовольствие и профессиональное наслаждение. Я выбрал однажды себе профессию юриста и вот уже почти сорок лет - эта сфера моя стихия. Где бы я не работал, в советской милиции, в суде, прокуратуре, в сфере международного бизнеса, а также занимаясь наукой и преподованием в ВУЗах, я получал и получаю удовлетворение от своей работы. Я развивался, получал необходимый опыт, я мужал, как профессилнал, стремился к росту и к определнным вершинам юриспруденции. Поэтому мне было интересно во всех сферах моей трудовой биографии. Однако, если оглянуться назад и спросить себя, где было все же лучше, то я скажу что наибольшее профессиональное наслаждение я получал в период своей судейской деятельности, а сейчас с большим удовольствием работаю в сфере международного бизнеса в стенах корпорации «Шеврон» и занимаюсь наукой.
2.Изменилась ли Ваша жизнь при поступлении на работу в частную компанию?
Ответ: Конечно, изменилась. Я стал еще более профессионально независим, у меня есть время заниматься наукой и преподавательской деятельностью, писать и издавать книги, публиковаться в средствах массовой информации по наиболее актуальным вопросам правоприменения, участвовать в законотворческой деятельности, заниматься общественной работой. Ну, и наконец, материальная самодостаточность, позволяет свою жизнь сделать еще интересней и продуктивной.
3.По каким принципам работает Ваша юридическая служба? Как Вы работаете с подчиненными? Как подбираете сотрудников?
Ответ: Юридическая служба Евразийского подразделения международной энергетической корпорации «Шеврон», которую я возглавляю вот уже восьмой год, занимается юридическим обеспечением деятельности различных подразделений корпорации в Казахстане, России, Азербайджане, Турции. В команде высокопрофессиональные юристы, имеющие необходимый опыт работы, владеющие двумя-тремя рабочими языками, преданные своему делу и выбранной профессии. В основе нашей работы лежат принципы профессиональной независимости, взаимозаменяемости, коллективной ответственности, предоставления услуг, превышающие ожидания клиента. Эти аспекты весьма важны для корпоративного юриста. Я же сам, кроме руководящей функции, беру на себя часть текущей работы, и как играющий тренер в футболе, стремлюсь предоставлять качественные и своевременные юридические услуги. Это позволяет мне поддерживать в себе необходимый профессиональный тонус, своим примеров влечь за собой подчиненных и молодых коллег. Именно поэтому мне легко работать с коллективом, когда есть взаимопонимание и доверие. Много времени приходится уделять профессиональному росту моих коллег и повышению их квалификации. Делать все для того, чтобы они были уверены в себе, были независимы в суждениях, чтобы не боялись начальника и клиента, в тоже время были ответственны за выполняемую работу и предоставляемые услуги. Коллектив у нас стабильный, как говорят нет утечки кадров, поскольку корпорация создала такую систему социальной защищенности, что никто из работающих не заняты поиском другой работы. Это главное благо, созданное для трудового коллектива. Поэтому и не приходится заниматься подбором кадров. За почти восемь лет моей работы в Шевроне, я принял только двоих высококвалифицированных юристов на вновь открытые позиции.
4.Каков уровень подготовки юристов сегодня? Состояние юридической науки в Казахстане? Нужно ли юристам сегодня заниматься наукой?
Ответ: Я преподаю на юридическом факультете Казахского национального университета им. аль-Фараби специальные курсы для магистрантов и соискателей степени PhD (степень доктора философии). Читаю лекции, провожу семинары, помогаю студентам в подготовке дипломных работ в качестве научного руководителя. Читаю обзорные лекции в других университетах по предметам право о недрах и экологическое право. Должен честно сказать, что в настоящее время уровень образовательной системы в школах, колледжах, университетах значительно ниже того уровня, который поддерживался в советское время. Конечно, есть отдельные учебные заведения, которые являются образцом высшей школы в Казахстане, но, к сожалению, их очень мало. Тем не менее, студенты, желающие и жаждущие получить хорошие знания, их получают в результате добросовестного отношения к учебе и благодаря преданным своему делу преподавателям.
Почему же такое случилось? На мой взгляд, система образования и высшей школы зареформировалась, конца и края этому процессу нет. Каждый министр образования и науки привносит свои реформы без детальной их проработки, проверки, обсуждения с ведущими мэтрами системы образования и высшей школы, без проведения независимых экспертиз. Наблюдается во всем субъективизм, желание каждого министра попасть с когорту великих реформаторов.
С горечью надо признать, что отдельные нечестные преподаватели образовательную систему также превратили в «кормушку». Не секрет, что берут мзду за оценку знаний студентов, за поступление в ВУЗ, колледж, за защиту дипломов и т.д. Я не хочу сказать, что этим занимаются все, поскольку в образовательной системе много достойных и честных преподавателей, за счет которых все еще держится высшая школа и наука, несмотря на продолжающийся зуд реформ.
Уровень знаний выпускников низок и потому, что прошло 20 лет со дня обретения суверенитета и независимости, но до сих пор нет устоявшихся учебных программ, качественных учебников и учебных пособий. Каждый год, каждый новый министр и новый ректор ВУЗа, исходя из своего субъективного понимания процесса обучения, предъявляют новые требования, отвергая существующие процессы и программы без объяснения причин и преимуществ, предлагаемых новшеств. Преподаватели только тем и заняты, что переделывают учебные программы, изменяют процессы, чтобы соответствовать новым требованиям, а на это уходит драгоценное время, и им нет времени для улучшения, например, лекционных материалов, поиска новой литературы, обсуждения с коллегами новых источников знаний. Все в круговороте формальных и порой никому не нужных процессов… Когда уж думать им о повышении своей квалификации, об улучшении процесса преподавания, о совершенствовании системы проверки знаний студентов, когда им заниматься наукой, участвовать в теоретических полемиках, посещать различные форумы и т.д. На это нет времени, вокруг одна суета…
Система образования и высшая школа должны быть консервативной системой, когда не отвергается наработанная положительная практика, и с осторожностью вводится новое. Как мы гордились советской школой образования и науки, она была одной из лучших в мире, и мы ее утратили, не создав ничего более качественного и более стабильного. Я не против реформ, но она должна проводиться планомерно и обдуманно, она должна основываться на проверенной временем концепции, не путем разрушения старого, доказавшего свое право на «жизнь». Должна быть, наконец, преемственность решений высоких инстанций, необходимо исключить волюнтаризм и субъективизм в системе образования и высшей школы. Должна быть стабильность системы, и в этом залог успеха.
Что же касается науки, то она «хромает» по этим же причинам. Следует отметить, что у «остепененных» преподавателей ВУЗов (кандидаты наук, доктора наук) нет достаточного времени для занятия наукой, поскольку основное рабочее время они заняты в учебном и организационном процессе. Очень немногие активно занимаются повышением своей квалификации, научными изысканиями, написанием учебников и пособий, участием в теоретических дискуссиях в СМИ. Большинство же таких преподавателей, практически ограничились своими кандидатскими и докторскими диссертациями, и не занимаются наукой вообще, правда, время от времени, они участвуют в подготовке каких-то коллективных трудов, в каких-то проектах, конференциях, где их роль весьма пассивна. На мой взгляд, люди, имеющие ученые степени и ученые знания на системной основе должны и обязаны заниматься научными изысканиями, хотя бы по тем направлениям, по которым они считают себя специалистами. Они должны понимать, что получение и наличие таких степеней, еще не означает, что они в науке, как говорят, это только «робкий стук в двери науки». Ученая степень должна подтверждаться конкретными научными работами, активным участием в научной жизни, участием в теоретических полемиках, отстаиванием своей позиции по вопросам, в которых они считают себя асами, достижением результатов своей работы и т.д.
К большому сожалению, полное разрушение советской системы подготовки научных кадров, системы защиты и присвоения ученых степеней в Казахстане, повсеместная и необдуманная PhD-фикация образования и науки под предлогом присоединения к Болонской конвенции, окончательно разрушили положительный опыт подготовки «ученых мужей». Здесь следует отметить, что так называемая Болонская конвенция (Болонский процесс) вовсе не отвергает национальную систему образования и подготовки научных кадров. Видимо, «чиновникам от образования» было престижно бежать «впереди всей планеты» и полностью перейти к системе западного образования без глубокого понимания ее сути, ее принципов и обязательных ее положений для стран участниц этой конвенции. Эта другая и отдельная тема для дискуссии, но я твердо уверен в том, что проведенные реформы в образовательной системе и подготовке научных кадров принесли больше бед, нежели благ. И теперь, чтобы вернуть прежний уровень качества образования и науки придется делать не реформы, а целую революцию в этой важной сфере нашего общества либо эволюционным путем и в течение длительного периода возвращать утерянное.
Что ждет нашу науку в будущем? Я не хочу сгущать краски и говорить только о негативе. Конечно, наше общество, к счастью, еще остается высокообразованным, благодаря прежней системе образования. Мы можем гордиться целой плеядой ученых нашей страны, которые своим научными трудами, передачей своих знаний новым поколениям, делают наше общество цивилизованным и образованным. Такие, ныне живущие мэтры, есть в каждой отрасли науки Казахстана, но мне хочется назвать ученых в сфере юриспруденции, именно они придают импульс развитию юридической науки. Это - Султан Сартаевич Сартаев, Майдан Кунтуарович Сулейменов, Анатолий Александрович Диденко, Игорь Иванович Рогов, Куляш Муратовна Ильясова и др.
Для дальнейшего развития казахстанской науки необходимо вернуть прежнюю систему подготовки научных кадров, чтобы казахстанцы свои кандидатские и докторские диссертации защищали не в России, Кыргызстане, Узбекистане и в других странах, а у себя в стране, чтобы среди нынешних поколений появились свои мэтры науки. Никто меня не убедит в том, что нынешний магистр права имеет одинаковый уровень знаний и подготовки, чем кандидат юридических наук, или нынешний обладатель степени PhD (доктор философии) имеет более весомый статус, чем доктор юридических наук, получивший свою ученую степень в старой системе. Естественно, такое сравнение можно проводить, если и те, и другие защитили эти ученые степени самостоятельно, на основе результатов своих научных изысканий, без «мохнатой руки» и мзды.
5.Сегодня Вы занимаете должность корпоративного юриста, работаете с международными фирмами высокого уровня, привлекаете их сотрудников в качестве внешних консультантов. Каковы ваши критерии при подборе внешних консультантов? Обращаете ли Вы внимание на рэнкинги юридических компаний?
Ответ: Да, мы привлекаем внешних консультантов, тогда, когда в этом нуждаемся. Наша компания находится в контрактных отношениях с двумя-тремя международными и национлаьными юридическими фирмами. Критерии подбора внешних консультантов – это высокий профессионализм, глубокое знание зарубежного и национального законодательства, знание правоприменительной практики, независимость в профессионлаьной деятельности, отсутствие негативного отзыва, то есть положительная репутация. Конечно, обращаем мы внимание и на рейтинги юридических фирм, однако этот аспект не является основным.
6.Можно ли сравнить стандарты работы международных юридических фирм и казахстанских? Каков уровень отечественных фирм? На что им нужно обратить внимание в своей работе?
Ответ: Вы знаете, в начале новейшей истории Казахстана, конечно, стандарты работы международных и национальных юридических фирм значительной степени различались. Сейчас, же эти стандарты настолько приблизились, что казахстанские юридические фирмы свободно и на высоком профессиональном уровне конкурируют с зарубежными юридическими фирмами. За двадцать лет многие казахстанцы получили великолепное зарубежное образование, в том числе юридическое, поэтому уровень отечественных фирм весьма высок. Я не могу сказать о всех национальных юридических фирмах, но такие фирмы, как Эквитас, Грата, Саят Жолшы, Colibri Kazakhstan, Signum и ряд других, являются вполне конкурентными. Должен заметить, что даже в международных юридических фирмах, таких как Дентонс, Деккерт и др., практически работают казахстанские юристы, процент иностранных юристов весьма небольшой. Это говорит о высоком профессионализме национальных юристов.
7.Вы руководите Казахстанской ассоциацией юристов нефтегазовой отрасли (KPLA), состоите в Управляющем совете КазБара. Почему Вы поддерживаете деятельность подобных организаций?
Ответ: Я всю жизнь занимался общественной работой. Вспоминаю себя – ученика 4 класса сельской начальной школы, в то время я уже был «юным натуралистом» и участвовал в природоохранительной деятельности школы. Это уже, наверное, на генном уровне. Общественная работа придает мне силу, уверенность, она обогащает меня, способствует профессиональному развитию, придает качество и черты публичного человека. И это мне нравится. Именно поэтому я был в числе инициаторов учреждения KPLA и KazBar, активно участвую в развитии этих общественных объединений. Да, и работа с нынешней грамотной и активной молодежью в сфере юриспруденции требует профессиональной активности, что импонирует моему характеру.
8. KPLA существует уже более 12 лет. Что сделано за это время? Расскажите об основных моментах.
Ответ: KPLA – это известная, уважаемая и зарекомендовавшая себя общественная организация в Казахстане и за ее пределами. За эти годы нам удалось учредить и развить такие бренды, признаваемые юридической общественностью, как: «Атырауские международные правовые конференции», в этом году в апреле, в столице нефти – городе Атырау, мы провели тринадцатый форум; единственный на постсоветском пространстве журнал «Недропользование и право», в котором материал каждого номера издается на двух языках – русском и английском; издание Сборников материалов Атырауского форума; участие в закнотворческом процессе и т.д. В этом, конечно, большая заслуга Правления и Исполнительной дирекции организации. Особые слова благодраности хочется сказать Исполнительному директору KPLA Айе Бралиной и ее заместителю Анастасии Дробь, благодаря их неутомимому труду, мы имеем положительный имидж и признание. Необходимо отметить финансовую поддержку со стороны совместного предприятия «Тенгизшевройл» и других спонсоров, что является одним из фундаментов развития этого проекта.
9.Вы успеваете еще и преподавать. Что это Вам дает? Что Вы можете рассказать о Ваших студентах, какими качествами они обладают? Насколько они активны?
Ответ: Сейчас, я не могу посвятить себя полностью преподавательской деятельности, поэтому работаю в КазНУ им. аль-Фараби по совместительству, на 25% ставки профессора. Причина в том, что пока меня устраивает моя основная профессиональная работа в корпорации Шеврон. Тем не менее, мне нравится преподавать учебные дисциплины по спецкурсам - «Право о недрах» и «Экологическое право». Работаю в основном с магистрантами и обучающимися на курсах PhD, работаю с дипломниками, провожу консультации, участвую по мере возможности в мероприятиях, проводимых кафедрой и факультетом. Я думаю, человек, имеющий ученую степень, обязательно должен участвовать в подготовке новых кадров, заниматься наукой и быть публичным. Что касается студентов, то они разные. Есть те, у которых «горят глаза и подметки», с ними легко и интересно работать, именно они, потом преуспевают в жизни. К сожалению, есть и другой категории студенты, которые хотят получить диплом, а не знания, их будущее тоже предопределена. Такое было во все времена, поэтому не стоит драматизировать ситуацию, каждый в этой жизни найдет то, что заслуживает…
10. Расскажите о Ваших личных качествах, которые помогают в работе. Важно ли быть юристу смелым?
Ответ: Трудно о себе рассказывать, об этом должны говорить коллеги, друзья, руководители… Одно скажу, что надо быть активным, ответственным, честным, независимым и смелым профессионалом. Нужно ставить цель и ее добиваться, на этом не успокаиваться, а идти дальше, совершенствоваться, стремится к лучшему и высшему, тогда и жизнь становится интересной и самодостаточной. Себя не считаю идеалом, но в жизни старался никого не подводить, добросовестно и хорошо делать то, за что брался, старался ценить дружбу и доверие, старался правильно воспринимать критику и делать соответствующие выводы, а это, поверьте нелегко. Я доволен своей жизнью и тем, что мне удалось сделать в этой жизни.
11.В чем секрет успеха? Дайте совет молодым юристам.
Ответ: Все очень просто, надо любить то, что ты делаешь и плюс высокая организация свое работы. Общественная деятельность, правовая публицистика, наука – всё это меня занимает, мне интересно, я живу в гуще событий юридической общественности, и это мне доставляет огромное удовольствие. Занимаюсь всем этим ежедневно, до работы и после работы, в выходные и праздничные дни, даже в период командировок, конечно, без ущерба для основной работы и семьи. Надо следить за физической формой, особенно, когда перевалило за 50, чтобы поддерживать соответствующий творческий тонус. Я три-четыре раза в неделю посещаю фитнес клуб, занимаюсь в зале, плаваю, парюсь в сауне, в выходные с супругой «наверстываем» километры в парке. Сейчас, еще начался зимний сезон, последние годы освоил горные лыжи, стал практически чемпионом среди «чайников» на снегу. Пару лет назад покорил пик Комсомола, это 4376 метров над уровнем моря (ныне пик Назарбаева, правда, новое название еще не указан в географических картах). Вот так и все и протекает… Ну, молодым совет – будьте активны, ставьте цели и достигайте их, будьте честными в жизни, не подводите людей, стремитесь делать то, что не будет осуждено обществом.
12.Вы очень много пишете, публикуетесь. Сложно удержаться от вопроса: над чем сейчас работаете?
Ответ: работаю над учебником «Право недрах», в плане еще пара книг, как говорил В.Маяковский – «планов грамодьё»…