Интервью в информационном интернет-портале OILNEWS, (2014)

информационно-аналитический
нефтегазовый портал OILNEWS

четверг, 05 июня 2014, 12:54

Жумагельды Елюбаев: Юриспруденция – моя стихия. Я ее не боюсь, наслаждаюсь ею, поскольку она доставляет мне большое удовлетворение и радость…

Жумагельды Елюбаев — доктор юридических наук, Управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации «Шеврон», профессор кафедры таможенного, финансового и экологического права Казахского национального университета им. Аль-Фараби, Президент Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли, член Управляющего совета KazBar.
- Жумагельды Сакенович, как Вы поступили на юридический факультет? Это была Ваша мечта – быть юристом? Никогда не жалели о своем выборе профессии?

- Моя мечта стать юристом появилась в период прохождения срочной военной службы в Морских частях пограничных войск КГБ СССР. В начале у меня была попытка поступить в Высшую школу КГБ СССР, но мне отказали в приеме документов, сказав, что «слабый аттестат» о среднем образовании, возможно и так, хотя мои школьные оценки, были не такие уж слабые. Возможно, здесь сыграло значение другие семейные обстоятельства – мой прадед был в 37-ом году прошлого века расстрелян якобы за контрреволюционную деятельность и был реабилитирован только в начале 90-х годов. Дед и отец тоже были судимы за «вредительство и саботаж», затем тоже реабилитированы. Думаю, что именно эти факты нашей семейной истории помешали мне осуществить мой план. После этого, я принял решение поступить в Свердловский юридический институт, в одну из лучших юридических школ Советского Союза, и со второго «захода» все же преодолел препятствия и стал студентом судебно-прокурорского факультета. Учился хорошо, занимался общественной работой, по ночам и по выходным дням работал, чтобы обеспечить достойную студенческую жизнь. Так что была мечта стать юристом и я ее осуществил, поэтому никогда не жалел о выборе именно этой профессии. Как-то в одном из своих интервью журналу «Заңгер» я сказал: «Юриспруденция – моя стихия», и это действительно так. Я в этой стихии, я ее не боюсь, я наслаждаюсь этой стихией, поскольку она доставляет мне большое удовлетворение и радость…

- Что Вы можете сказать о состоянии юридической науки в Казахстане? Что ожидает юридическую науку завтра?

Вот уже пять лет я преподаю на юридическом факультете Казахского национального университета им. аль-Фараби специальные курсы для магистрантов и соискателей степени PhD (степень доктора философии). Читаю лекции, провожу семинары, помогаю студентам в подготовке дипломных работ в качестве научного руководителя. Читаю обзорные лекции в других университетах по предметам право о недрах и экологическое право. Должен честно сказать, что в настоящее время уровень образовательной системы в школах, колледжах, университетах значительно ниже того уровня, который поддерживался в советское время. Конечно, есть отдельные учебные заведения, которые являются образцом высшей школы в Казахстане, но, к сожалению, их очень мало. Тем не менее, студенты, желающие и жаждущие получить хорошие знания, их получают в результате добросовестного отношения к учебе и благодаря преданным своему делу преподавателям.
Почему же такое случилось? На мой взгляд, система образования и высшей школы зареформировалась, конца и края этому процессу нет. Каждый министр образования и науки привносит свои реформы без детальной их проработки, проверки, обсуждения с ведущими мэтрами системы образования и высшей школы, без проведения независимых экспертиз.
Низок и уровень знаний выпускников потому, что прошло 20 лет со дня обретения суверенитета и независимости, но до сих пор нет устоявшихся учебных программ, качественных учебников и учебных пособий. Каждый год, каждый новый министр и новый ректор ВУЗа, исходя из своего субъективного понимания процесса обучения, предъявляют новые требования, отвергая существующие процессы и программы без объяснения причин и преимуществ, предлагаемых новшеств.
Что же касается науки, то она «хромает» по этим же причинам. К большому сожалению, полное разрушение советской системы подготовки научных кадров, системы защиты и присвоения ученых степеней в Казахстане, повсеместная и необдуманная PhD-фикация образования и науки под предлогом присоединения к Болонской конвенции, окончательно разрушили положительный опыт подготовки «ученых мужей».

- Что ждет нашу науку в будущем? Я не хочу сгущать краски и говорить только о негативе. Конечно, наше общество, к счастью, еще остается высокообразованным, благодаря прежней системе образования. Мы можем гордиться целой плеядой ученых нашей страны, которые своим научными трудами, передачей своих знаний новым поколениям, делают наше общество цивилизованным и образованным.

На мой взгляд, для дальнейшего развития казахстанской науки необходимо вернуть прежнюю систему подготовки научных кадров, чтобы казахстанцы свои кандидатские и докторские диссертации защищали не в России, Кыргызстане, Узбекистане и в других странах, а у себя в стране, чтобы среди нынешних поколений появились свои мэтры науки. Никто меня не убедит в том, что нынешний магистр права имеет одинаковый уровень знаний и подготовки, чем кандидат юридических наук, или нынешний обладатель степени PhD (доктор философии) имеет более весомый статус, чем доктор юридических наук, получивший свою ученую степень в старой системе. Естественно, такое сравнение можно проводить, если и те, и другие защитили эти ученые степени самостоятельно, на основе результатов своих научных изысканий, без «мохнатой руки» и мзды.

- Жумагельды Сакенович, пробыв на государственной службе 20 лет, Вы перешли работать в частную сферу. Сложно ли было перестраиваться на новый лад? С какими проблемами пришлось столкнуться?

- Сложно было оставить государственную службу и сложно было перестроиться на новый лад. Ушел я с должности Вице-министра юстиции РК добровольно, то есть никто меня «не уходил». Однако этому способствовали некоторые обстоятельства. К моменту принятия мной решения об уходе с государственной службы (ноябрь 1997 года) в течение одного года Правительство РК дважды уходило в отставку, естественно, мы, руководители министерств – тоже. Был назначен новый министр, который стал формировать «команду» своих заместителей, мне места в этом составе не нашлось. Предложили идти Вице-министром труда и социальной защиты либо вернуться в Верховный Суд РК в качестве судьи. Меня эти предложения не устроили. Кроме того, к тому времени дочь оканчивала школу и у меня была мечта дать ей хорошее образование за рубежом. На зарплату чиновника, даже высокого ранга, я не мог бы это осуществить. Там, в очереди, был еще сын… Примерно, за пару месяцев до отставки Правительства РК ко мне поступило предложение из корпорации «Шеврон» перейти к ним на работу на должность руководителя юридической службы совместного предприятия «Тенгизшевройл». При описанных выше обстоятельствах, я принял трудное для себя и семьи решение о переходе на работу в сферу международного бизнеса, в сферу совершенно не знакомую для меня. К моему удивлению и корпорация «Шеврон» приняла мои встречные предложения об условиях моего перехода на работу в компанию «Тенгизшевройл». Вот уже шестнадцать лет я в системе Шеврона и ничуть не жалею о случившемся, поскольку для меня здесь открылись новые горизонты для работы, творчества и осуществления семейных планов.
- Как на ваш взгляд сегодня складывается практика законодательного регулирования отношений в сфере недропользования?

- В целом нормально. В стране существует система нормативных правовых актов, позволяющих успешно регулировать отношения в сфере недропользования, природопользования, инвестиционной деятельности и т.д. В любой стране исключительно совершенных законов не бывает, в каждой законодательной системе существуют свои пробелы и противоречия. В силу этого, при регулировании правоотношений в любой отрасли экономики страны, а не только в сфере недропользования, важное значение имеет формирование единообразной правоприменительной практики на основе норм действующего законодательства, в том числе норм международных правовых актов, к которым присоединилась Республика Казахстан.
Законодательство должно быть стабильным, необходимо в максимальной степени исключить практику разрешения конкретно возникших отношений в обществе путем внесения бесконечных изменений и дополнений в действующее законодательство. Все усилия следует направить на выработку единообразной, законной и справедливой правоприменительной практики. Только многолетняя и проверенная практика может быть источником совершенствования законодательства.

 

- Разработка недр чаще всего сказывается на экологии. Ваше отношение к тому, что нефтегазовые компании наносят серьезный ущерб экологии страны.
- Мы живем в сложное время, когда экологические проблемы перестали быть предметом дискуссий узкого круга специалистов. Многие жители Земли обеспокоены нынешним и будущим состоянием своей среды обитания. Хотим ли мы все жить в здоровой и благоприятной окружающей среде? Хотим ли мы оставить нашим потомкам здоровую атмосферу, чистую воду, плодородную землю? Хотим ли мы видеть нашу страну и экономику конкурентоспособной? Ответ очевиден – да!
Однако недостаточная урегулированность отдельных правовых экологических институтов, установление чрезмерных административных барьеров, декларативность восстановления нарушенной среды и целый ряд прочих недостатков приводит к тому, что действующее экологическое регулирование не только не служит в полной мере интересам охраны и улучшения окружающей среды, но и становится серьезным препятствием для развития промышленности и повышения конкурентоспособности отечественной экономики.
Корпорация Шеврон с ноября 2012 года приступила по собственной инициативе к работе по подготовке предложений по изменению действующего экологического законодательства Республики Казахстан. В дальнейшем, к данной инициативе подключились и ее поддержали такие организации как Тенгизшевройл, Карачаганак Петролеум Оперейтинг, NCOC, Ассоциация КазЭнерджи, Ассоциация КАПУР, Американская торговая палата в Казахстане и ряд других организаций и лиц.
За 16 лет моей работы в сфере недропользования, это первый случай на моей памяти, когда все крупные нефтяные компании выступили единым фронтом и не имели каких-либо существенных разногласий во взглядах. Помимо нефтегазовых компаний, данную экологическую инициативу единогласно поддержали также представители различных профессиональных объединений из ключевых для Казахстана отраслей экономики — энергетического сектора, горно-металлургического сектора, и самое главное – инициатива получила поддержку у ассоциации природопользователей, которая объединяет предприятия самого различного профиля. Всё это дает основание выразить надежду на то, что нам удастся обратить внимание властей на серьезность и актуальность поднимаемых вопросов, на неотложность изменения действующих регуляций, на необходимость установления ясных и понятных правил в экологическом законодательстве.

- Жумагельды Сакенович, у Вас очень насыщенная жизнь: Вы Президент «Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли» (KPLA); член Управляющего совета KazBar, арбитр ряда международных арбитражей; член Королевского Института Арбитров (MCIArb); член Российско-Британской Ассоциации юристов; участвовали в разработке ряда законов Республики Казахстан; являетесь инициатором и главным редактором журнала «Недропользование и право»; являетесь автором многих научных трудов, статей. Если проанализировать Вашу активную деятельность и послужной список, кажется, что для того чтобы все это сделать, в сутках должно быть намного больше, чем 24 часа. Поделитесь секретом, как у Вас на все хватает времени?

- Все очень просто, надо любить то, что ты делаешь и плюс высокая организация своей работы. Общественная деятельность, правовая публицистика, наука – всё это меня занимает, мне интересно, я живу в гуще событий юридической общественности, и это мне доставляет огромное удовольствие. Занимаюсь всем этим ежедневно, до работы и после работы, в выходные и праздничные дни, даже в период командировок, конечно, без ущерба для основной работы и семьи. Надо следить за физической формой, особенно, когда перевалило за 50, чтобы поддерживать соответствующий творческий тонус. Я три-четыре раза в неделю посещаю фитнес клуб, занимаюсь в зале, плаваю, парюсь в сауне, в выходные с супругой «наверстываем» километры в парке. В последние годы освоил горные лыжи, стал практически чемпионом среди «чайников» на снегу. Пару лет назад покорил пик Комсомола, это 4376 метров над уровнем моря. Вот так и все и протекает…

 

- Самое волнующее событие за последние 10 лет?

 

- За последние 10 лет было много волнующих событий как для меня, так и для всей моей семьи. Во-первых, дети получили высшее образование, создали свои семьи, подарили мне прекрасных внучек. Во-вторых, я перешел из совместного предприятия «Тенгизшевройл» на постоянную работу в корпорацию «Шеврон». В-третьих, защитил докторскую диссертацию и получил искомую ученую степень. Это большие события, однако, были и менее значимые, но приятные события. Я, как правило, живу позитивом, и не зацикливаюсь на событиях с негативным оттенком. Имеющие сложности в жизни надо преодолевать, тогда начинаешь себя ценить и уважать. Ну, а тот негатив, который не можешь преодолеть, надо пережить и забыть, сделать соответствующие выводы, поскольку очень часто сложности в жизни возникают по вине самого человека.
Если говорить о семье, то я, как уже говорил, самый счастливый человек. У меня великолепная супруга Жибек, моя муза и моя поддержка. Половина всего, чего я достиг в этой жизни – это ее, если не больше. Мы вырастили двоих детей. Дочь — Жанар успешно окончила юридический факультет Казахского гуманитарно-юридического университета еще при ректорстве известного российско-казахстанского ученого-правоведа А.Н.Шайкенова, получила степень бакалавра права в Ноттингемском университете, являющемся одним из лучших школ права в Англии, затем защитила степень магистра права в Лондонской школе экономики и политологии. Работала в различных юридических фирмах за рубежом и в Казахстане, сейчас, является партнером юридической фирмы «CОLIBRI».
Сын – Жанат получил степень бакалавра в области бизнес-администрирования и бухгалтерского учета, а также степень бакалавра социальных наук в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования при Президенте РК (КИМЭП). В 2009 году получил степень магистра делового администрирования в области финансов в Университете Северной Вирджинии (Прага, Чехия).
Ну, а внучата, это особая планета бытия, их у меня трое Назия, Жания и Аружан. Они наша гордость и радость, очень хочется видеть их успехи в учебе и жизни. Я уверен, они будут достойными дочерьми своей родины. Вот так, и продолжается связь времен и преемственность поколений!

Интервью взяла Анастасия Дробь

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.